Каталог
Распродажа велосипедов
Велосипеды
Самокаты
Детям
Аксессуары
Запчасти
Экипировка
Бренды
Сервис и услуги
Подарочные карты
Все велосипеды Все электровелосипеды
Горные
Городские
Шоссейные
Детские
Экстремальные
Подборки брендов
Подборки диаметров колёс
Другие велосипеды
Все аксессуары
Безопасность
Комфорт
Обслуживание
Транспортировка
Велотренажёры
Все запчасти
Тормоза
Колёса
Фюзеляж
Кокпит
Переключение
Трансмиссия
К сожалению, по вашему запросу ничего не найдено.
Назад

Словарь велосипедных терминов и сленга. Самый полный гайд про велосипед и его компоненты

Если вы ещё не опытный велосипедист, то можете быть ошеломлены количеством специальных терминов – они вам точно понадобятся, если вы решите разобраться, как вообще работает велосипед и что делает каждый отдельный компонент. С некоторыми компонентами всё просто – их функции вполне очевидны, а с другими дело обстоит сложнее.

Такие детали, как каретки и барабаны задних втулок, отличаются тем, что внутри скрыты сложные механизмы – и производители здесь часто предлагают разные новшества. Да что говорить, даже педалей существует огромное множество разновидностей.

Сложно? Для вас мы собрали здесь названия всех основных компонентов велосипеда – с описаниями их функций.

Содержание

Рама

Начнём с сердца любого велосипеда – это, конечно, рама.

За долгие годы рамы изготавливали из множества разных материалов. В итоге, сегодня они чаще всего делаются из алюминиевых сплавов или углеволокна (карбона), хотя стальные, титановые и магниевые рамы тоже, конечно, существуют.

Как правило, у велосипедной рамы есть два треугольника – передний треугольник состоит из подседельной, нижней, верхней трубы и рулевого стакана, а задний – из той же подседельной трубы, а также из верхних и нижних перьев. Ниже мы рассмотрим все эти элементы по отдельности.

На двухподвесных велосипедах передний и задний треугольники соединяются шарнирами, а за контроль движений между ними отвечает задний амортизатор.

В случае же с хардтейлами амортизация будет только спереди – в вилке, а задняя часть останется жёсткой.

Названия труб рамы

Нижняя труба

Нижняя труба рамы проходит от рулевого стакана до кареточного узла.

Нижняя труба рамы идёт от рулевого стакана вниз и назад, к кареточному узлу, где расположена каретка и система шатунов. Это основная и самая прочая часть рамы.

Верхняя труба

Верхняя труба соединяет рулевой стакан с подседельной трубой.

Как и предполагает её название, верхняя труба представляет собой верхнюю сторону переднего треугольника рамы – она проходит от рулевого стакана до верха подседельной трубы. Изначально верхние трубы на велосипедах располагались горизонтально, но сейчас они часто имеют наклон от стакана вниз, особенно на горных велосипедах.

В случае с шоссейными велосипедами рамы с наклонной верхней трубой называют "компактными" (compact) или "полукомпактными" (semi-compact), в зависимости от угла её наклона.

Подседельная труба

Подседельная труба соединяет верхнюю трубу с кареточным узлом.

Подседельная труба идёт вверх от кареточного узла, и сверху в неё вставляется подседельный штырь. Эта труба может быть прямой или изогнутой, а иногда в подседельной трубе может быть вырез под заднее колесо, что позволяет дополнительно укоротить нижние перья.

Рулевой стакан

Рулевой стакан идёт от верхнего подшипника рулевой колонки до нижнего, в который упирается вилка.

Рулевой стакан – это короткая труба в самой передней части рамы. В него вставляются подшипники рулевой колонки и вилка.

Верхние перья

Верхние перья соединяют нижние перья с подседельной трубой.

Два верхних пера с одной стороны соединяются с подседельной трубой, а с другой – с нижними, дабы дополнительно поддерживать заднее колесо. Обычно они тонкие, чтобы лучше гасить вибрации во время езды. Если на велосипеде есть ободные тормоза, часто между верхними перьями есть перемычка, на которую и крепится такой тормоз.

Нижние перья

Нижние перья соединяют верхние перья с кареточным узлом рамы.

Два нижних пера рамы идут от кареточного узла к дропаутам заднего колеса – там они соединяются с верхними перьями и, разумеется, держат заднее колесо. С правой стороны нижние перья, разумеется, тоже соединяются с дропаутом, к которому крепится задний переключатель (если он есть).

Велосипеды Superior!

Большой выбор в наличии – шоссейные, гравийные, горные уже можно приобрести с бесплатной доставкой по России!

 

Смотреть сейчас

Вилка

Материал, из которого изготовлена вилка, может сильно влиять на то, насколько комфортным будет велосипед.

Вилка на велосипеде состоит из двух (обычно, но не всегда) "ног", к которым крепится переднее колесо и рулевая труба, которая проходит через рулевой стакан и вращается там на подшипниках – это позволяет вам рулить.

Вилки на шоссейниках и грэвел-байках обычно выполнены из карбона, но их рулевые трубы часто бывают алюминиевыми – впрочем, можно увидеть, к примеру, и полностью алюминиевые или вообще, стальные вилки (такие обычно ставят на самые бюджетные велосипеды).

В большинстве случаев владельцы шоссейников и грэвел-байков просто катаются с той вилкой, которая стояла на велосипеде или фреймсете по умолчанию, особо не заморачиваясь. Впрочем, здесь всё же бывает над чем подумать – например, зазоры для резины или наличие креплений для крыльев и багажа могут играть роль, когда речь идёт об универсальности велосипеда.

Амортизационные вилки

Амортизационные вилки существенно сглаживают неровности, по которым вы едете.

Чаще всего амортизационные вилки стоят на горных велосипедах, но в последнее время их всё чаще можно встретить на грэвел-байках или городских моделях.

В большинстве случаев у таких вилок – телескопическая конструкция, но есть и исключения, например, модель Trust Performance Message или рессорная вилка от Lauf.

В телескопических вилках "ноги" скользят по их "штанам", смягчая тем самым удары.

Для самой амортизации обычно используются пружины или воздушные камеры, в зависимости от конкретной модели. А гидравлическая система с маслом позволяет настраивать скорость компрессии (сжатия) и отбоя (обратного хода) вилки.

Необходимый вам ход подвески обычно зависит от вашего стиля катания – например, для кросс-кантри хватит небольшого хода, а для даунхила ход должен быть гораздо больше.

Если же говорить об амортизационных вилках для грэвел-байков и городских велосипедов, то там ход будет намного меньше – обычно от 30 до 60мм, просто чтобы сглаживать мелкие неровности на дорогах и дополнительно гасить вибрации.

Задние амортизаторы

На большинстве двухподвесных велосипедов в стоке стоят воздушные задние амортизаторы.

Одна их главных деталей на двухподвесном велосипеде – это задний амортизатор, который соединяет задний треугольник рамы (часто посредством линков) с передним и обеспечивает контролируемое гашение ударов и вибраций.

В целом, есть два типа задних амортизаторов – пружинные и воздушные, но последние стали популярнее в силу более простой настройки и большего диапазона регулировок.

Пружинные амортизаторы более чувствительны к небольшим ударам, чем воздушные – это связано, помимо прочего, с менее плотными сальниками, которые позволяют штоку более гладко двигаться.

Гидравлическая система внутри амортизатора называется демпфером – демпфер обеспечивает своевременное открытие и закрытие каналов, через которые идёт масло, и, таким образом, вы можете контролировать скорость его сжатия и отбоя.

Фреймсет

Фреймсетом обычно называют раму с вилкой.

Да, здесь всё просто, фреймсет – это рама вместе с вилкой.

Если вы сами собираете велосипед, часто вы можете купить готовый фреймсет у производителя, но, конечно, часто рамы и вилки продаются отдельно.

Вилсет (колёса)

Вилсет – это оба колеса, переднее и заднее.

Да, вилсет – это колёса велосипеда, переднее и заднее.

Вилсет состоит из всех деталей, что составляют колеса: втулки, спицы, обода и барабан задней втулки, благодаря которому работает механизм свободного хода.

Некоторые компоненты сюда не входят – например, шины (хотя некоторые производители вроде Mavic продают колёса в сборе вместе с резиной), камеры, кассета и роторы дисковых тормозов.

Если колёса крепятся на эксцентриках, вилсет также включает и эксцентрики. В случае со сквозными осями втулок эти оси считаются частью велосипеда, а не колёс – в комплект с колёсами они входить не будут.

Сегодня многие горные велосипеды комплектуют колёсами разного диаметра – 27,5-дюймовое сзади (для лучшей маневренности) и 29-дюймовое – спереди (большое колесо лучше переезжает через препятствия).

Обычно в таких случаях инженеры предусматривают наличие в раме специального поворотного элемента (речь о двухподвесах), чтобы корректировать геометрию велосипеда в соответствии с размером установленных колёс.

Из чего состоят колёса?

Обода

Обода для велосипедов обычно изготовлены из алюминия, но иногда (как на фото) бывают и из карбона.

Обод – это деталь в виде кольца, которая и придаёт колесу круглую форму.

На обода устанавливаются покрышки – таким образом, они могут быть рассчитаны на установку камерных или бескамерных шин, ну или "трубок" (в случае с некоторыми шоссейниками).

В последние годы всё популярнее становятся обода без зацепов для покрышки, сделанные специально для бескамерной резины.

Как правило, обода будут выполнены из алюминиевых сплавов, или же из карбона (такие, конечно, стоят дороже).

У ободов для велосипедов с ободными тормозами (сейчас это обычно бюджетные шоссейные или гибридные модели) есть специальная тормозная поверхность для колодок.

Обода соединяются с втулками при помощи спиц, которые, в свою очередь, крепятся к ободу специальными ниппелями (небольшими гайками).

Спицы

Спицы идут от втулки к ободу.

Спицы соединяют втулку с ободом.

Количество спиц в колесе может различаться в зависимости от конкретной модели. К тому же, часто на одном и том же велосипеде будут стоять колёса с разным числом спиц.

Обычно спицы изготовлены из стали, хотя на некоторых дорогих колёсах можно увидеть карбоновые спицы для снижения веса. Очень часто спицы "баттированы", то есть, их центральная часть тоньше, чем концы.

Как правило, спицы бывают либо прямые (когда они подходят к втулке перепендикулярно её фланцу) или J-образные (когда конец спицы со стороны втулки изогнут на 90 градусов), и какие спицы вам подойдут, зависит от фланцев ваших втулок.

Спицы прикручиваются к ободу при помощи ниппелей, которые могут быть алюминиевыми или латунными.

Обычно спицы изготовлены из стали.

Втулка

Втулка находится по центру колеса.

Втулка располагается в центре колеса – её корпус вращается вокруг оси на подшипниках. У корпуса втулки обязательно есть фланцы, к которым крепятся спицы.

Если на велосипеде стоят дисковые тормоза, на корпусе втулки также будут крепления для тормозного ротора (диска). Это может быть традиционное крепление на шесть болтов или шлицевое крепление типа Centerlock – в любом случае оно будет с левой стороны.

С правой же стороны задней втулки на современном велосипеде, как правило, будет барабан, позволяющий вам ехать вперёд, не вращая педали. К барабану крепится звезда или кассета звёзд.

Иногда комплект втулок для переднего и заднего колеса также называют "хабсет" (впрочем, в России такое наименование не прижилось).

Барабан задней втулки

Барабан втулки находится с правой стороны заднего колеса.

На него крепится задняя звезда или кассета, которая необходима, чтобы вы могли ехать, вращая педали. Внутри барабана располагается трещотка или иной механизм с "собачками" – он позволяет вам ехать вперёд и не крутить педали.

Колёсные оси

На велосипедах с дисковыми тормозами часто будут стоять сквозные колёсные оси (снизу), а не эксцентрики (сверху).

Сегодня существуют, в основном, две разновидности осей, которые крепят колёса к раме и вилке – это оси с эксцентриками и сквозные оси.

Эксцентрики изначально изобрёл Туллио Кампаньоло. Они состоят из тонкой центральной оси (проходящей через ось втулки) с рычагом на одном из концов и с регулировочной гайкой на другом. Обычно оси с эксцентриками сегодня используются на велосипедах с ободными тормозами.

Сквозные же оси стали почти обязательным элементом на всех байках с тормозами дисковыми, а впервые они появились, конечно, на горных велосипедах. Такие оси вкручиваются в специальные отверстия дропаутов рамы или вилки, они обеспечивают не только лучшую жёсткость, но и более точное положение колёс.

Также у некоторых подобных осей есть резьба с обоих концов – они фиксируются уже при помощи гаек. Чаще всего их можно увидеть на трековых аппаратах и на некоторых других велосипедах с фиксированной передачей.

Нужно, однако, упомянуть, что по-хорошему, слово "ось" для этих случаев не совсем верное. Строго говоря, все эти болты – вообще не оси, поскольку не несут никакой вертикальной нагрузки. Их основная функция – просто фиксировать колесо в раме или вилке.

Групсет

Групсет включает все механические детали, которые позволяют велосипеду разгоняться и тормозить.

Да, групсет – это все механические компоненты, которые позволяют велосипеду ехать из точки А в точку Б.

В целом, у слова "групсет" нет однозначного определения, но основные составляющие групсета – это система шатунов (состоящая из шатунов и ведущих звёзд), каретка, цепь, кассета, переключатели передач и манетки, а также тросики (или что-либо другое), которые соединяют все компоненты вместе.

Также в понятие "групсет" часто включают тормоза, вместе с ручками и тормозными тросиками либо гидролиниями.

Производители компонентов продают групсеты разного уровня, и определённые серии групсетов имеют свои названия. Другие компоненты, такие как педали или колёса, тоже могут иметь название какого-то групсета, но продаваться отдельно.

Сегодня групсеты бывают механические (с тросиками) или электрические (где используются провода или беспроводное соединение), в зависимости от способа переключения передач.

Шоссейные групсеты и групсеты для горных велосипедов обычно отличаются в плане надёжности – последние рассчитаны на гораздо более жёсткие условия эксплуатации.

Трансмиссия

Трансмиссия – это главная часть любого групсета, включающая компоненты, которые позволяют вам ехать. В понятие "трансмиссия" входят система шатунов, цепь, кассета и переключатели передач. Манетки, заметьте, сюда не входят.

Составляющие групсета

Система шатунов

Система шатунов состоит из, собственно, шатунов и ведущих звёзд.

В состав системы шатунов входят два шатуна (к которым крепятся педали), ведущие звёзды и каретка, которая соединяет шатуны вместе.

Здесь могут быть одна, две или три ведущие звезды, в зависимости от модели велосипеда. Системы (и вообще, трансмиссии) с одной звездой часто называют "1x".

Шатуны велосипеда, соответственно, крепятся к каретке, которая вращается на подшипниках.

А вообще, у нас есть отдельная статья о размерах и стандартах шатунов, а также руководство по выбору их длины.

Цепь

Цепь проходит от ведущих звёзд к кассете.

Цепь на вашем велосипеде соединяет ведущую звезду (или звёзды) со звездой (или кассетой) сзади, позволяя вам, собственно, ехать, вращая педали. В большинстве случаев цепи состоят из чередующихся широких и узких звеньев, которые соединяются специальными пинами.

В некоторых случаях концы цепи просто склёпаны между собой, но часто их соединяет специальный замок. Такие замки бывают одноразовыми или иногда – многоразовыми, они позволяют разъединять и соединять цепь.

Цепь на велосипеде должна быть определённой ширины, в зависимости от числа звёзд в кассете, но вот длина её звеньев одна для всех велосипедов.

Ременной привод

Ременные приводы почти полностью бесшумны.

Такие приводы встречаются реже, чем цепи – они подходят только для велосипедов с одной передачей или с планетарной втулкой.

Как и ремни в двигателях автомобилей, большинство велосипедных ремней выполнены из резины с добавлением углеволокна – это даёт возможность сделать на ремне зубцы, которыми он цепляется за специальные звёзды.

Обычно ременной привод намного более неприхотлив в обслуживании, чем цепь – например, его не нужно смазывать или обрабатывать воском.

Передний переключатель

Передний переключатель перемещает цепь между ведущими звёздами.

Передний переключатель перемещает цепь с одной ведущей звезды на другую. Он может работать как механически (при помощи тросика), так и при помощи электрического сервомотора, с кабелем или без него.

Когда вы уже переключили передачу и просто едете, рамка переключателя не должна касаться цепи.

Вы можете приобрести передний переключатель для двух либо трёх передних звёзд – они не взаимозаменяемы.

Разумеется, передний переключатель есть не на всех велосипедах – на горные велосипеды сейчас обычно ставят одну ведущую звезду. То же самое касается и многих современных грэвел-байков.

Задний переключатель

Задний переключатель перемещает цепь между звёздами кассеты.

Задний переключатель располагается под задней колёсной осью велосипеда – обычно он прикручивается к специальному элементу – "петуху", который отходит от дропаута рамы вниз.

У заднего переключателя есть параллелограммная часть, которая движется из стороны в сторону, когда вы нажимаете рычажок манетки – это позволяет перемещать цепь с одной звезды кассеты на другую и, таким образом, переключать передачи.

Цепь же проходит между двумя роликами в рамке переключателя, которая расположена ниже параллелограмма. В шарнире между корпусом и рамкой переключателя есть специальная пружина, которая поддерживает натяжение цепи, когда она перемещается с больших звёзд кассеты на более маленькие.

Соответственно, на велосипедах с трансмиссией типа "1x" будет только один переключатель – задний.

"Петух" переключателя

"Петухи" бывают разных форм и размеров.

"Петух" заднего переключателя находится на заднем дропауте рамы – он соединяет переключатель с велосипедом.

Этот металлический элемент сделан так, чтобы гнуться при ударах, защищая таким образом раму и сам переключатель.

"Петухи" выпускаются в широком многообразии форм – часто эта форма соответствует конкретной раме. Впрочем, на всё большее число велосипедов сейчас ставят так называемые "универсальные петухи" от SRAM под названием UDH.

Кассета

В кассете на горных велосипедах – множество звёзд для большего диапазона передач.

Кассета – это набор звёзд, который крепится к барабану задней втулки  и позволяет вам, соответственно, переключать передачи.

Вкупе с размером ведущей звезды, кассета влияет на диапазон передач вашего велосипеда. Обычно кассеты подразделяют на шоссейные, на модели для горных велосипедов и для грэвел-байков.

Звёзды кассеты рассчитаны на работу друг с другом – форма зубьев и фаски на них сделаны так, чтобы передачи переключались более гладко.

Кроме того, у звёзд есть свои шлицы для крепления к барабану, чтобы они стояли в конкретной чёткой позиции.

В целом, кассеты выпускаются в широком ассортименте размеров (имеется в виду количество звёзд) и диапазонов передач (это разница в размере между самой большой и маленькой звездой).

Планетарные втулки

Планетарные втулки хорошо подходят для электробайков и требуют минимум обслуживания.

Планетарные втулки обладают определённым диапазоном передач благодаря специальному внутреннему механизму – часто их можно увидеть на городских и туристических велосипедах в силу того, что обслуживать такие втулки нужно не часто, а механизм здесь хорошо защищён от внешних воздействий.

Эти втулки часто используют с односкоростными цепями или ремнями, а передачи в них переключаются примерно по такому же принципу, как в коробке передач автомобиля или мотоцикла.

Стоит отметить, что планетарные втулки обычно тяжелее, чем классическая трансмиссия с переключателем, и уж точно дороже, если вы хотите иметь тот же диапазон передач.

А втулка Classified Powershift, например, позволяет сочетать такую систему с задним переключателем, чтобы вы могли с одной ведущей звездой иметь такой же диапазон передач, как обычно с двумя. При этом, по словам производителя, эта втулка всего на 70г тяжелее, чем вторая ведущая звезда и передний переключатель, которые она заменяет.

Каретка

Каретка – ещё один ключевой компонент велосипеда.

Каретка – это цилиндрическая вставка в кареточном узле рамы, которая позволяет шатунам вращаться. В каретке обычно два подшипника (по одному с каждой стороны), чтобы шатуны крутились гладко.

Каретки часто бывают резьбовыми (они вкручиваются в раму), а на многие современные карбоновые велосипеды ставят безрезьбовые каретки типа PressFit, где чашки с подшипниками просто впрессовываются в кареточный узел.

Сюда вставляется каретка.

В случае с резьбовыми каретками сами подшипники могут располагаться как снаружи рамы, так и внутри кареточного узла. Опять же, существуют разные версии со стальными, керамическими или игольчатыми подшипниками.

Сегодня существует достаточно много стандартов кареток – не каждая из них подойдёт ко всем рамам. Кроме того, у шоссейных и горных велосипедов каретки различаются по ширине.

Подшипники

Подшипники позволяют деталям вращаться легко и гладко.

Практически во всех подвижных узлах велосипеда, включая каретку и рулевую колонку, будут подшипники – они позволяют деталям вращаться гладко, с минимальным трением. Чаще всего подшипник состоит из смазанных стальных шариков, которые упираются в регулируемый конус.

Собственно, бывают разные уровни сложности подшипников. Подшипники со стальными шариками встречаются чаще всего – в этом случае шарики могут болтаться в чашке. Но популярны и закрытые подшипники картриджного типа (иногда их ещё называют "промышленными"), представляющие собой как бы единую деталь.

В некоторых дорогих подшипниках вместо стальных шариков используются керамические. Такие шарики твёрже и, соответственно, более износоустойчивы. Кроме того, они позволяют делать меньшие допуски, чтобы дополнительно уменьшить трение.

В некоторых компонентах также можно встретить роликовые или игольчатые подшипники – там вместо шариков будут цилиндрические ролики.

Рулевая колонка (или просто рулевая)

Рулевая колонка тоже вращается на подшипниках.

Рулевая колонка велосипеда состоит из подшипников сверху и снизу рулевого стакана рамы – она удерживает шток вилки и позволяет ему гладко поворачиваться.

Это очень важные подшипники – они должны позволять вам гладко поворачивать руль, но при этом между рамой и вилкой не должно быть люфта, который негативно сказывается на управляемости велосипеда.

У многих рулевых снизу стоит подшипник большего диаметра, но на старых байках и некоторых ретро-велосипедах диаметр этих подшипников одинаковый.

Подседельный штырь

Подседельный штырь вставляется в подседельную трубу, и на него сверху крепится седло.

Подседельный штырь выходит из подседельной трубы вашей рамы, а к нему крепится седло.

В верхней части подседельного штыря обычно есть зажим с болтами, который удерживает седло на месте. А на подседельной трубе рамы есть другой зажим – он фиксирует подседельный штырь на определённой высоте.

Подседельные штыри бывают разного диаметра и длины, и изготавливают их из разных материалов, самые популярные из которых – алюминиевые сплавы и углеволокно (карбон). На гоночных шоссейниках часто можно увидеть аэродинамичные подседельные штыри оригинального профиля сечения – они подходят только для велосипедов определённого бренда или вообще делаются специально под конкретную модель.

Также на некоторых шоссейниках вместо подседельного штыря можно увидеть просто продолжение подседельной трубы рамы с зажимом под седло – такой элемент называют "seat mast".

Регулируемый подседельный штырь (дроппер)

Дропперы всё чаще можно увидеть на грэвел-байках.

Для горных велосипедов регулируемые подседельные штыри уже стали обычным делом. С таким штырём вы можете на ходу опустить седло перед спуском, а затем снова поднять его, чтобы нормально крутить педали.

Сейчас подобные штыри получают популярность и на грэвел-байках – в некоторые из них даже встроено подобие амортизации.

Вынос

Вынос на велосипеде соединяет шток вилки с рулём.

Вынос крепится на верх рулевой трубы вилки и к рулю – таким образом, вы можете, собственно, рулить. Существует множество выносов самой разной конструкции и длины – опять же, самыми популярными материалами здесь будут алюминий и карбон.

На дорогие шоссейники иногда ставят одноэлементные "рули-выносы" для экономии веса и улучшения аэродинамики, прокладка кабелей внутри руля и выноса также встречается довольно часто. Стандарты штоков вилки и рулей на разных велосипедах достаточно похожи, но выносы на горных велосипедах обычно существенно короче, чем на шоссейниках.

Руль

"Рули-бараны" с расширением внизу добавляют контроля на техничных спусках.

Руль (как вы, наверное, знаете) находится наверху передней части велосипеда и нужен для управления им. На руль также крепятся тормозные ручки и манетки переключения передач.

Рули на горных велосипедах и гибридах по форме близки к прямым (но обычно у них есть небольшой изгиб и подъём), а у шоссейных байков – рули особой формы ("бараны"), позволяющие вам занять более низкую и аэродинамически выгодную позицию.

У рулей же для шоссейных гонок с раздельным стартом часто бывают специальные выступающие части, чтобы вы могли ещё больше вытянуться, положив руки и локти поверх руля и выноса.

Седло

Удобно ли ваше седло?

Седло находится сверху подседельного штыря – обычно у него есть две рамки, которые крепятся к зажиму.

У дешёвых сёдел рамки часто стальные, но у дорогих моделей они могут быть изготовлены из титана или карбона для снижения веса.

Выбор седла и его формы – дело сугубо индивидуальное. Существует великое множество разных форм сёдел – сейчас, к примеру, популярны короткие сёдла, а у многих наверху есть специальные продольные вырезы для дополнительного комфорта. Женские сёдла обычно шире мужских из-за анатомических различий, в частности, из-за разницы в ширине седалищных костей.

У многих производителей сёдел есть специальные системы размеров, а также варианты с возможностью опробовать седло перед покупкой или заменить его потом – всё для того, чтобы вы могли найти седло, которое подойдёт именно вам.

Сёдла шоссейных велосипедов, как правило, отличаются от оных на велосипедах горных – они более плоские, а их конструкция предполагает меньший вес.

Тормоза и манетки

Дисковые тормоза

Сегодня дисковые тормоза чаще всего встречаются на большинстве спортивно ориентированных шоссейников, горных велосипедов и грэвел-байков.

Сегодня велосипедные тормоза чаще всего дисковые – у них есть калипер, колодки которого сжимают специальный диск (ротор), который крепится к втулке колеса.

Это более или менее универсальная система, применяемая на новых горных велосипедах, шоссейниках и грэвел-байках, а в последнее время такие тормоза всё чаще можно встретить и на гибридах.

Дисковые тормоза могут быть гидравлическими (где усилие передаётся через специальную жидкость в гидролинии) или механическими (где усилие передаёт тросик). Также существует множество материалов тормозных колодок, выбор которых зависит от вашего стиля катания.

Главная альтернатива дисковым тормозам – тормоза ободные, где колодки сжимают не диск, а обод колеса. Ободные тормоза легче дисковых, но дисковые обычно куда мощнее и надёжнее.

Роторы (диски) дисковых тормозов чаще всего делают из стали, но бывает, что между двумя тормозными поверхностями есть ещё слой алюминия. Ротор крепится к втулке на шесть болтов или при помощи системы Centerlock, где используется шлиц и крепёжная гайка.

На роторе могут быть специальные элементы для охлаждения, а сами роторы бывают одноэлементными или "плавающими", когда стальная тормозная поверхность крепится к отдельному "пауку" – такие диски меньше деформируются от перегрева.

Существуют разные диаметры тормозных роторов, обычно от 140 до 203мм – диски большего диаметра используют там, где нужна большая мощность торможения, например, в даунхиле.

Ободные тормоза

Раньше ободные тормоза были популярным решением для шоссейных велосипедов.

Дисковые тормоза сегодня почти повсеместны на горных и серьёзных шоссейных велосипедах, тогда как ободные тормоза иногда всё ещё ставят на многие бюджетные шоссейники и гибриды.

Такие тормоза крепятся на раму и вилку велосипеда – они прижимают колодки к тормозной поверхности обода.

Самые популярные ободные тормоза – это тормоза с боковой тягой. Они до сих пор остаются одними из самых лёгких.

Как правило, такие тормоза – механические и работают за счёт натяжения тросика. Тормозная ручка натягивает тросик, а тросик при этом сводит половинки тормоза вместе.

Гидравлические ободные тормоза также существуют – такие производители, как Magura, уже давно выпускают подобные модели, по принципу работы похожие на дисковые.

Тормозные поверхности на ободах обычно выполнены из устойчивого к истиранию металла, но со временем и они могут износиться, а это может привести к невозможности дальше пользоваться ободом.

В мокрую погоду ободные тормоза однозначно работают хуже дисковых, особенно если у вас карбоновые колёса.

Это связано с тем, что вода с поверхности, по которой вы едете, легко попадает на тормозную поверхность обода. А также в этом случае тормозные колодки могут забиться грязью.

Кантилеверные тормоза

Кантилеверные тормоза – верный признак горных велосипедов 90-х годов прошлого века.

Кантилеверные тормоза сегодня уже почти полностью исчезли, но иногда их ещё можно увидеть на некоторых бюджетных горных или гибридных велосипедах.

Кантилеверные тормоза тоже ободные – то есть, колодки здесь сжимают обод с обеих сторон, замедляя тем самым вращение колеса.

В прошлом такое решение было одним из немногих доступных для тех, кто хотел ездить с более широкими покрышками. Таким образом, подобные тормоза стали популярны на горных велосипедах и аппаратах для велокросса.

Проблемы этих тормозов типичны для всех ободных – это, опять же, попадание воды и грязи на тормозную поверхность, что ведёт к падению их мощности.

Манетки

Манетки позволяют вам переключать передачи в зависимости от меняющегося рельефа.

Чаще всего манетки ставят на руль – одна из них управляет задним переключателем, а другая – передним, если он у вас есть.

Обычно манетки соединяются с переключателями при помощи тросиков, но на более дорогих велосипедах сегодня можно увидеть и электрические системы переключения.

Надпись под фото: Современные манетки сильно отличаются от первых, которые крепились на нижнюю трубу рамы.

На горных велосипедах и гибридах в наши дни обычно используют манетки, отделённые от тормозных ручек, хотя крепление к рулю у них может быть общее. На шоссейниках же тормозные ручки и манетки, как правило, совмещённые.

А манетки с креплением на нижнюю трубу сегодня можно увидеть только на ретро-велосипедах.

Покрышки

Ни одна шина не подходит для всех стилей катания, и в любом случае вероятны какие-то компромиссы.

Велосипедные шины всегда представляют собой компромисс между низким весом, сцеплением, надёжностью, скоростью и комфортом.

Это значит, что шины для шоссейных велосипедов уже и легче, а их протекторы более гладкие, чем у покрышек для горных моделей. Шины для велосипедов горных же будут шире, надёжнее, более цепкие. За счёт большего объёма они лучше переезжают через препятствия и едут по рыхлому грунту.

Во многих шинах есть камеры, которые держат требуемое давление воздуха, но всё большую популярность как для горных, так и для шоссейных велосипедов сегодня получают бескамерные покрышки.

Преимущества бескамерных шин – меньшее сопротивление качению, лучший комфорт и дополнительная защита от проколов по сравнению с классическим вариантом, где используются камеры.

На некоторых шоссейниках также используют так называемые "трубки", где камера как бы вшита в покрышку и приклеивается к ободу. Они, впрочем, встречаются всё реже даже среди профессиональных гонщиков, которые обычно переходят на бескамерные шины.

Вставки в шины

Вставки в бескамерные покрышки чаще всего используют для экстремальных дисциплин горного велосипеда.

Вставки для бескамерных шин чаще всего используют для горных велосипедов – они представляют собой прокладки между покрышкой и ободом, позволяя вам кататься с ещё меньшим давлением и уменьшая шансы пробить шину ободом.

Кроме того, такие вставки могут добавлять шине стабильности, уменьшая её деформацию во время езды – с ними боковым стенкам покрышки тяжелее подвернуться в повороте или, например, при проезде по каменистым участкам.

Кроме того, многие используют эти вставки, чтобы дополнительно защитить обода – с ними меньше шансов деформировать их о камни.

Шоссейные вставки для шин также существуют (например Vittoria Air-Liner), но они нужны больше как защита обода в случае прокола.

Педали

Какие педали использовать – платформы или контактные – это, по большей части, дело личных предпочтений.

В целом, шоссейники и любители грэвел-байков чаще ездят на контактных, а вот райдеры на горных велосипедах используют и те, и другие.

Если вы ездите на велосипеде на работу или просто в прогулочном режиме, предпочтительнее, конечно, педали-платформы – они проще в использовании, да и выставить ногу в непредвиденной ситуации вы сможете куда оперативнее.

Педали-платформы

Педали-платформы часто используют приверженцы более техничного катания – с ними можно быстро снять ногу с педали в нештатной ситуации.

Педали-платформы всегда плоские и двусторонние.

У большинства педалей-платформ будет что-то для улучшения сцепления с обувью – часто это специальные шипы, которые врезаются в подошву.

Соответственно, у хорошей обуви для горного велосипеда будет действительно цепкая подошва, которая служит той же цели.

Надпись под фото: У педалей-платформ для горных велосипедов часто будет слегка вогнутый профиль и шипы для дополнительного сцепления.

Контактные педали

Так называемые контактные педали позволяют вам пристегнуть к ним обувь – таким образом, вы можете педалировать эффективнее.

Раньше вместо них использовали туклипсы и различные лямки – на некоторых велосипедах их можно увидеть и по сей день.

Контактные педали бывают односторонние и двусторонние. Также для их использования вам понадобятся специальные туфли, где можно прикрутить шипы к подошвам. Болты их крепления должны соответствовать системе в ваших педалях – обычно это двух- или трёхболтовое крепление.

Такие педали для шоссейников обычно односторонние, а для горных велосипедов и грэвел-байков – двусторонние, чтобы вам было проще встёгиваться на техничных участках, и чтобы они меньше забивались грязью.

В некоторых педалях также есть интегрированные измерители мощности.

Большой выбор запчастей: Shimano, SRAM и другие бренды